Краткие аннотации к некоторым видам. Список неполон
AKANAME (ГРЯЗЕЛИЗ)
Поселяется в безлюдных домах или в грязных ванных комнатах и незаметно для людей слизывает отовсюду грязь. Не вреден.
ABURASUMASHI (ЖИРНЫЙ КОМ)
Появляется на горных дорогах. Из той нечисти, рассказами о которой скорее припугивают людей, нежели устрашают. Фигурирует в фольклоре. О происхождении имени, – версия, что назвали просто так, но вторая: потому что держал бутылку с маслом.
AMIKIRI (СЕТКОРЕЗ)
Судя по картинам Торияма Сэкиэн, на которых изображена нечисть, руки у него как у краба, а вид напоминает креветку. Он обрезает сетку, которой защищают от комаров жилье. Ведь никто и не подумает, что сетку станут резать! Считается также, что он режет рыбные сети.
USHIONI (GU-KI) (ДЕМОН - БЫК)
Нечисть с туловищем коровы и лицом чёрта. В основном обитает на побережье и потому причисляется к водяной нечисти. Известна тем, что появляется в паре с «мокрой» в западном районе, особенно на севере Кющю. «Мокрая» и в одиночку нападает на людей, но здесь, – в роли задерживания жертвы. Из моря выходит «мокрая», останавливает прохожих и сует в руки младенца. Младенец мигом утяжеляется и не даёт путешественнику двинуться с места. Тут является Ущиони и убивает с помощью острых клыков и рогов. Также говорят, что она появляется в горах и, оборотившись красавицей, соблазняет путешественников.
ENRA - ENRA (ДЕМОН ДЫМА)
Нечисть, которая вселяется в дым. Считается, что названа от загадочного и мистического вида развевающегося по ветру дыма. Возможно, что первый иероглиф пишется не как «дым», а как первый иероглиф от имени Дьявола, главного в аду. Отсюда версия, что она прислужница Дьявола.
OKIKUMUSHI (ЖУК ОКИКУ)
Были сказания, что зависть и ненависть девушки по имени Окику вселились в куколок насекомых. Такие чувства, оставаясь в проклятом месте, чаще всего принимают облик травы, деревьев, птиц и насекомых.
Считается, что крабы в Сэкимага'хара – души людей династии Хэике.
OHAGURO BETTARI (ЧЕРНОЗУБКА)
Числится разновидностью «Ноппэрабо». Никогда не имела отношения к трагическим историям, когда кто-то был бы схвачен и съеден или убит. Это гармонично сложенная женщина в красочном кимоно. Появляется ночью, на плохо освещённых дорогах, склонив голову. Когда прохожий, желая узнать, что случилось с женщиной, подходит, она оборачивается своим безносым и безглазым лицом с чёрными зубами, и, улыбнувшись, пугает. В остальном эта нечисть безвредна.
KAINAN HO-SHI
Обрекает на катастрофу, связанную с морем. Замечена в Идзу-щичито; каждый год в январе, по старому календарю, появляется в открытом море в корыте. Бродит по деревням, и люди, увидевшие ее, умирают сразу по возвращении домой. Поэтому рыболовы в Идзу-щичито в эти дни отдыхают, основательно закрыв все окна и прочно заперев двери.
*Часто эта нечисть мужеподобна.
KASHA (ОГНЕННОЕ КОЛЕСО)
Говорят, Каща часто являлся в Идзумо (теперь префектура Щиманэ) и Сацума (префектура Кагощима). Кошка-оборотень, держит подмышки обессилевшую женщину. Многие утверждают, что видели Каща. В произведении «Хокуэцусэппу» говорится, что в период Таищо (1573 ~ 1591), в Минами-Уонумагун Эчиго (теперь префектура Ниигата) увидели огромную кошку «Каща». По окончании погребальной церемонии, когда провожающие направились с гробом, небо внезапно потемнело, и неведомо откуда возник огненный шар, а в нем,- огромная кошка с разделенным надвое хвостом. В другом произведении её называют «Хи но курума» (огненная машина); зажигая небо, она летит, переправляя души умерших в рай или в ад. Это как бы средство соединения видимого и невидимого мира. Считалось, что если во время похорон дует сильный ветер, идет сильный дождь и сносит гробовую крышку, то «Каща» прокляла душу умершего; этого жутко боялись, но и стыдились: значит, поступки умершего, совершенные при жизни, были плохи, и «Каща» явилась из ада забрать эту душу.
GASHA-DOKURO (ЧЕРЕП СМЕРТИ)
Ненависть многих людей, собравшись, превратилась в огромный скелет.
В прежние времена у дорог часто лежали трупы и скелеты, поэтому легко догадаться о происхождении этого образа.
KANENNUSHI (ЗЛАТОВЛАД)
Является в городах и, нападая на богачей, раздаёт отобранное нищим и беднякам. Выглядит страшным стариком.
GANBARI NYUDOU (СТАРАТЕЛЬНЫЙ НЮДО)
Полубожество. Водится в туалетах и следит здесь за манерами человека. Выглядит напоминающим извращение, но божество полезное. Поскольку чувство, что за тобой наблюдают во время интимного процесса, не из приятных, то есть и «противоядие», невзирая на то, что это божество: в новогоднюю ночь, зайдя в туалет, нужно сказать: «Ганбари-Ню-до, хототогису (кукушка)»
SAKASA OTOKO (ПЕРЕВЕРНУТЫЙ ЧЕЛОВЕК)
Внезапно появляется в лесу перед человеком, задаёт вопрос, и вот человек теряет контроль над своим телом и не может убежать. Если не ответишь правильно, то он меняет местами руки и ноги у несчастного. Отвечать надо обратное тому, о чем спросили. Если Сакасаотоко спросил: «мужчина ли это?», то надо ответить: «женщина», если спросит: «взрослый ли?», то: «ребёнок».
SAKABASHIRA (ПЕРЕВЕРНУТЫЙ СТОЛБ)
Если деревянный столб, применявшийся при постройке дома, поставлен не в том положении, в каком изначально росло дерево (вертикально), то такой столб может стать «Сакабащира», возмущать дух дома, приносить беды обитателям и издавать ночью скрип, напоминающий нытьё.
SAZAEONI (РАКУШКА ДЕМОН)
Одна из морских нечистей, зарождается в долго живущих предметах и в живых существах; и в те, и в другие может вселиться дух. Садзаэони, – раковина, пролежавшая 30 лет и получившая глаза, руки и ноги. Считается, если красивая цветущая девушка бросится в море, то станет раковиной, а спустя долгое время превратится в Садзаэони. На полуострове Бо-со говорят, что если женщина-путешественница просится на ночлег, то это оборотень Садзаэони, явившийся за главой семьи. Садзаэони появляется в лунную ночь и танцует над морем. Если женщинам, сборщицам раковин, попадаются слишком большие раковины, они не берут их, поскольку те нужны заливу.
SATORI
Живёт в горах и, угадывая мысли проходящих, вводит их в заблуждение. Говорят, что эта нечисть может быть вредоносной, радующейся смятению человека и съедающей его
SANNMEYAZURA (ТРИ ГЛАЗА И ВОСЕМЬ ЛИЦ)
Пять безглазых голов и три с одним глазом, со словами: «дай твой глаз (твои глаза)!», вертясь в воздухе, нападают на путешественников. Так как эта нечисть, вращаясь, становится всё больше, нужно бежать в лес: она не пролезет сквозь деревья. Но не думайте, что эта нечисть выглядит именно так.
JYAKOTSUBABA (СТАРУХА ЗМЕИНАЯ КОСТЬ)
В Японии много так называемых хэбидзука (змеиных могил). По большей части в них заперты или покоятся змеи-монстры. В одной из таких могил покоится нечисть Джаээмон, а жена его,- эта Джакоцубаба. Её также называют Джагобаба, и, по некоторым сведениям, она была и в Китае.
В правой руке у нее красная змея, в левой, – синяя; управляя ими, она нападает на людей. Но нападает не без повода, а когда кто-либо хочет осквернить могилу или нахулиганить. Поэтому, если не вредить, то и несчастья не произойдёт.
JYOROUGUMO (ЖЕНЩИНА-ПАУК)
Нечисть в виде паука с внешностью женщины. На теле пятнистые пёстрые узоры, очень красивые, но они же создают впечатление ядовитости. Имеет яд. Выпускает нить с множеством маленьких пауков на концах и, опутав жертву, съедает ее. Есть сведения, что она вся в огне и испускает изо рта пламя.
TENJOUNAME (ПОТОЛКОЛИЗ)
Считается, что пятна на потолке,- из-за этой нечисти. Появляется, когда все спят и вылизывает потолок длинным языком. На старинных изображениях волосы, пальцы и лапы похожи на метлу. В Японии есть предания о великом множестве божеств, селящихся в домах. Но в наше время вера в них утрачена, и они превратились, скорее, в привидения. Самая старая запись, свидетельствующая о домашней нечисти, восходит к далёкому десятому веку (968-й год) - «рука младенца»
NUPPEPPOU
Бесформенный кусок мяса. О вредоносности ничего не говорится; считается, что он просто бродит по городу без дела. Но мясо его дарует бессмертие и вечную молодость.
NURARIHYONN (НУРАРИХЬЁН)
«Нурарихён» или «Нуурихён». Внезапно появляется в магазинах, посреди деловой суматохи, беспардонно попивает чай и также незаметно исчезает. Не вреден. Считается королём нечисти.
NURIKABE (МОНОЛИТНАЯ СТЕНА)
По сведениям из «Йокаи-данги», эта нечисть появилась на побережье Онгагун, в префектуре Фукуока. Перекрывает со всех сторон, как невидимая стена, путь человеку, идущему по ночной дороге. Если махнуть палкой снизу,- нечисть пропадет, но если сверху, - никакого эффекта не будет. Есть похожая на Нурикабэ нечисть «Нурибо», но она, в отличие от первой, - стена серого цвета. Так говорят на острове Икинощима, в префектуре Нагасаки. Кое-кто считает, что «Нурикабэ», нарисованный Мидзуки Щигэру в манге Гегеге но Китаро, похож на «Нурибо»
NUREONNA (МОКРАЯ)
Выходит из моря и, соблазняя своей неземной красотой мужчин, утаскивает их в море. В её глазах сила, парализующая жертву. Есть версия, что она действует в паре с нечистью Гюки.
HAMAGURI-NYOUBOU (ДЕВОЧКА-МОЛЛЮСК)
Старые рассказы повествуют, что это демон морского моллюска, что вышел на землю, обернувшись женщиной, желающей выйти замуж. Тип рассказа, - о проявления благодарности со стороны нечисти к человеку за услугу. Из того же типа можно привести рассказ о цапле, но у цапли хобби было ткачество, а здесь – кулинария.
Моллюски тесно связаны с Японией. Можно подумать, что они малозаметны, не характерны, но в эпоху Эдо считали, что в моллюсках особая сила, а это идет от Китая: полагали, что если моллюск дохнёт, - на том месте поднимется высокое здание. Так как ракушка состоит из двух половинок, то они применялись на празднованиях свадеб как коробочки для помады, а также во многих других целях.
HARADASHI (ПОКАЖИ ЖИВОТ)
Появляется везде, где идет пиршество, и выпрашивает выпивку. В благодарность исполняет танец живота. Имеет вид человека и если приоткрыть кимоно в области живота, то и там есть лицо.
HIDARUSHINN (ДЕМОН ГОЛОДА)
Упоминается в основном в западной Японии. Путникам знакомо чувство страшного голода и усталости, налетающее внезапно. Считается, что это дело рук Хидарущин, и пока этот дух в вас, – чувство голода вас не оставит.
HITOUBANN (ГОЛОВОЛЁТ)
Полагают, что это основа для Рокурокуби. Родина демона - Китай. Иначе зовется Нукэкуби. Днём обычный человек, но ночью внезапно теряет сознание, и голова отделяется от тела. Начинает поедать разных червей, сороконожек и прочую гадость, а с наступлением утра просыпается, как нормальный человек и сам даже не подозревает ни о чем.
Страшно. И выглядит страшно, но если подумать, что ты сам так делаешь по ночам......
HITSOTSUME-HOZOU (ОДНОГЛАЗЫЙ)
Один из самых известных в Японии, скорее не демон, а симпатичное привидение, к которому относятся больше с юмором, нежели со страхом. Ничего особо плохого не делает; максимум, на что способен, – пугнуть и убежать.
HYAKUME (ДЕМОН СО СТА ГЛАЗАМИ)
Имеет 100 глаз на теле. Говорят, что один из них преследует человека-жертву. Неизвестно, есть ли это имя одного определённого демона, или так зовется группа нечисти, имеющей множество глаз.
HYOUSUBE
По другому – Хёсуэ, Хёсубо. Нечисть, обитающая в округе Кющу, с видом обезьяны. Некоторые говорят, что это разновидность рода Каппа. Считается, что летом находится вблизи воды, а зимой – она нечисть гор, и меняет свои свойства.
Видимо, эта нечисть тоже плод измышлений Торияма Сэкиэн.
HUTAKUCHIONNA (ЖЕНЩИНА С ДВУМЯ УСТАМИ)
Демон, у которого позади головы ещё один рот. Считается, что девочки, которым давали мало еды, становятся таким демоном. Это ж как надо морить бедных, чтобы становились такими!
BURU-BURU (МУРАШКИ)
Демон, заставляющий испытывать робость и трусливость. В основном такой эффект можно ожидать только когда он вселяется в вас. Если ночью вы одни и почувствовали сзади холодок, возможно, это и есть момент, когда он в вас вселился.
BETOBETOSAN
Вы одни, идёте ночью по деревенской дороге и чувствуете: за вами кто-то идет. И на самом деле: как будто шаги!. Но, обернувшись, никого не видите. Похоже, вы встретились с Бэтобэтосан. Если хотите от него избавиться, - говорите: «бэтобэтосан, пожалуйте вперёд». И тогда звуки оказываются впереди вас и удаляются.
Есть такой рассказ. Один мужчина шел поздно ночью с фонарем по дороге и почувствовал, что за ним кто-то идет. Сказал он:«бэтобэтосан, пожалуйте вперёд», но голос ответил: «не могу, спереди темно». Мужчина пообещал одолжить фонарь. Бэтобэтосан, взяв фонарь, пошёл вперёд. Наутро вещь была возвращена: фонарь стоял у порога дома.
-------------------------------
WANYUDOU
По другому – «Катагурума». К колёсам машины, движущейся на человеческой силе, прикреплены две лысые головы и она с огнем мчится по ночному городу. Говорят, что человек, увидевший этого демона, лишается души и его находят изрезанным.
ITTAN MOMENN (ЛЕТАЮЩЕЕ ПОЛОТЕНЦЕ) название происходит от Momenn - полотно и Ittan - старая мера измерения длины.
Откуда не возьмись на вас летит ткань длинною примерно 10 метров и падает на ваше лицо.
Вы пытаетесь смахнуть ее, но у вас это не получается. Потом, этот Йокаи спускается к вам на шею и начинает душить.
Как правило этот ёкай знает когда надо остановиться и никогда не убивает людей.